UJOP (ИЯПП) – самые старые курсы в Чехии: хорошие, но устаревшие?

Об Институте языковой и профессиональной подготовки Карлова университета (ÚJOP, по-чешски Ústav jazykové a odborné přípravy Univerzity Karlovy v Praze) в русском интернете можно встретить самые разные отзывы, от категорически хвалебных до резко отрицательных. Достоверной информации, особенно из первых уст, об обучении там немного – особенно в 2020 году, после начала пандемии коронавирусной инфекции, изменившей весь мир, и, конечно, всю сферу образования и обучения во всех странах без исключения, в том числе и в Чехии. Именно поэтому здесь мы решили коротко аккумулировать самое важные и полезные сведения.

Что известно хорошего

UJOP, открытый в сентябре 1974 года, еще во времена единой социалистической Чехословакии, был создан для подготовки иностранных студентов для обучения в местных ВУЗах как особое отделение существующего с XIV века Карлова университета (одного из старейших в Европе). Сегодня, по официальной информации, UJOP предлагает большой выбор курсов чешского языка разной интенсивности и на разных уровнях. Для выпускников средних школ, в том числе из России, здесь созданы интенсивные годичные подготовительные курсы чешского языка и ряда специализированных предметов, позволяющие, как утверждают организаторы, овладеть языком (как правило, на уровне B2) и получить необходимые знания по некоторым профильным предметам (из-за разницы между чешской и российской системами образования).

Каждый год Институт языковой и профессиональной подготовки (ИЯПП) Карлова университета готовит не менее 1 тысячи иностранцев из России и стран СНГ, а также Азии, Латинской Америки, Африки и даже Западной Европы. Собственный Центр услуг и проживания предлагает студентам помощь с устройством на месте, заселением, трансферы из аэропорта и переводы документов.

В сегодняшней Чехии появилось довольно много разных учебных школ и центров, утверждающих, что они являются партнерскими организациями Карлова университета. Однако действительно напрямую связан с ним только UJOP.

UJOP является членом ALTE, Европейской ассоциации экзаменационных советов по иностранным языкам (The Association of Language Testers of Europe). Здесь разработан и проводится сертифицированный экзамен по чешскому языку. Этот экзамен можно сдать на одном из пяти уровней сложности, от элементарного владения (А1) до профессионального (С1). Экзамен предназначен для всех иностранцев старше 16 лет, которым необходимо подтвердить уровень знания чешского языка.

Курсы UJOP являются одними из обучающих центров, которые выдают долгосрочную визу D/VC/23(24) с целью «обучение». Такая виза рассматривается в течение 60 дней и на нее не распространяются ограничения Министерства здравоохранения Чешской республики по въезду в связи с эпидемиологической ситуацией.

Учебные центры ИЯПП Карлова университета находятся не только в Праге, но и в двух других городах страны.

В Праге:

  1. Учебный центр Альбертов – расположен почти в самом центре возле Старого города, с 1987 года предоставляет большой выбор курсов чешского языка разной интенсивности и на разных уровнях, организует подготовительные курсы для иностранцев к обучению в чешских средних школах и ВУЗах, летние школы чешского языка для иностранцев и экзамены по чешскому языку для иностранцев.
  2. Учебный центр Кристалл – расположен в спальном пражском районе Дейвице на западе города, в районе, где не очень хорошо развита необходимая молодежи инфраструктура, на расстоянии 20-30 минут общественным транспортом как от центра, так и от аэропорта имени Вацлава Гавела. Этот центр с 2010 года специализируется на обучении гуманитарным и художественным специальностям и архитектуре, также организует летние школы чешского языка для иностранцев.
  3. Учебный центр Гостиварж – расположен на окраине Праги на территории общежитий Карлова университета, на расстоянии более 30 минут общественным транспортом от центра. Открыт с 2013 года, является самым младшим учебным центром. Здесь готовят к обучению абитуриентов технических и экономических специальностей, организуют экзамен по чешскому языку для предоставления постоянного места жительства.

В других городах Чехии:

  1. Учебный центр Подебрады – находится на расстоянии около 50 километров на восток от Праги. С 1983 года организует подготовительные курсы к обучению на чешском и английском языке на технических, экономических и гуманитарных специальностях.
  2. Учебный центр Марианске Лазне – расположен в центре старинного курортного городка на крайнем западе страны. С 1985 года готовит абитуриентов к обучению на медицинских специальностях и изучению естественных наук. Учебный центр имеет тесные связи с 1-м медицинским факультетом Карлова университета.

В 2018 году был упразднен центр в Добрушке из-за малого количества студентов, а несколько десятков его чешских студентов, готовящихся к поступлению на медицинские факультеты, были переведены в Подебрады.

В связи с оптимизацией учебного процесса в 2020 году закрылся Учебный центр в Либерец.

Прага-Альбертов - языковые курсы Карлова Университета | Комплексные услуги  в Чехии - PERSPEKTIVA IMPEREAL s.r.o.
Один из корпусов Учебного центра Альбертов ИЯПП Карлова университета (UJOP)

Что известно плохого

После краха соцлагеря и появления и становления независимой демократической Чехии, в 90-х годах прошлого столетия, количество самих чешских студентов на бесплатных отделениях местных ВУЗов резко уменьшилось. Некоторые учебные отделения закрылись, а другие стали невостребованными и остались без преподавателей, студентов и работы. Карлов университет и, в частности, UJOP, занялись коммерческой деятельностью – и это резко изменило всё. Одновременно в университете стали появляться многочисленные курсы – в том числе иностранных языков, подготовительные курсы к поступлению в ВУЗы для чехов, летние школы чешского языка, подготовительные курсы на чешском и английском языках и так далее.

Старые государственные ВУЗы страны, после того как в 1999 году  власти Чехии приняли законы, разрешающие бесплатное обучение иностранных абитуриентов и студентов, стали проигрывать в конкурентной борьбе и в качестве образования многим новым коммерческим научно-учебным центрам и институтам. Как и в большинстве случаев в других сферах, руководство Карлова университета и, в том числе, UJOP, с трудом перестраивалось на новые рельсы. Аналогичная история произошла когда-то и в России – администрация и преподаватели здесь, судя по отзывам студентов, продолжают придерживаться устаревших методик и стиля преподавания всех предметов, обращая мало внимания на новшества в сфере образования и технологический и социальный прогресс в этой сфере. Обучение происходит по учебнику, всю дополнительную информацию жизни и культуре Чехии, студенты вынуждены искать самостоятельно. Студентам не хватает живого общения и дискуссии. 

Главное, за что критикую сейчас UJOP – отсутствие гибкости и выраженная старомодность. Некоторые студенты там жалуются на бессмысленно долгие учебные часы, в течение которых они вынуждены заново повторять один и тот же пройденный материал, что сказывается на скорости и эффективности обучения и способности в конце концов усваивать новую информацию, когда она наконец поступает. Есть и рассказы об устаревших учебных материалах, содержательно и стилистически как будто оставшихся в прошлом XX веке, и о слабых преподавателях, методологически и психологически не готовых заниматься учебным процессом с иностранцами. В целом иногда складывается ощущение, что UJOP намеренно затягивает процесс обучения, так, чтобы некоторые абитуриенты оставались учиться на языковых курсах на второй год. Хотя в конце концов таких девушек и юношей оказывается очень мало – не более 3-8 процентов «второгодников», по разным данным.

Общежитие Hostivař Карлова университета в Праге « Медстуденты.cz
Общежитие Учебного центра Гостиварж Института языковой и профессиональной подготовки Карлова университета (UJOP)

Впечатления новой абитуриентки

В связи с тем, что сейчас вся сфера образования в Чехии из-за пандемии COVID-19 перешла на дистанционное обучение онлайн, и студенты вынуждены фактически находиться наполовину под «домашним арестом», то есть жить, учиться и проводить свободное время в одном и том же маленьком помещении с компьютером (в общежитии или в арендуемой квартире) вся информация, которую можно было найти еще недавно об Институте языковой и профессиональной подготовки Карлова университета в интернете, можно сказать, стремительно устарела. Сколько еще продлится пандемия и как долго большинство ВУЗов в Чехии смогут вести свою деятельность максимум вполсилы – разумеется, сказать не может никто.

В сети ВКонтакте много лет существует открытая всем группа Правда об Образовании в Чехии (отзывы студентов), где действительно можно найти много полезной информации – хотя, конечно, как и везде, люди там встречаются разные, и многие пишут всякую чушь или окровененную ложь. Так что подходите ко всему прочитанному там критически.

Мы сами предлагаем вам ознакомиться с рассказом Анастасии, молодой студентки из России, поступившей в UJOP, в Учебный центр Кристалл, в сентябре 2020 года – пройдя через все трудности, связанные с локдаунами, общенациональными карантинами, визовыми задержками и почти полным прекращением международного транспортного сообщения. Здесь есть вся минимально необходимая информация на данный момент.

Как добраться до Кристалла из аэропорта - Прага-Кристалл.ру
Главное здание и общежитие Учебного центра Кристалл Института языковой и профессиональной подготовки Карлова университета (UJOP)

– Насколько сложно летом 2020 года было получить чешскую визу в Москве, поступив в UJOP и оплатив обучение здесь?

– Все застопорилось в какой-то момент исключительно из-за экстраординарной ситуации с коронавирусом. Потому что сам UJOP сразу связывает тебя с человеком, своим представителем в России, который объясняет все тонкости работы с консульством Чешской республики. Какие и как документы собирать и подавать, где конкретно необходимо их заверять, как разговаривать в самом консульстве на собеседовании и как отвечать на вопросы. Например: нужно принести справку из банка о наличии достаточных средств на счету и копию связанной с этим счетом банковской карты – так тебя предупреждают, чтобы ты ни в коем случае не проводил с ней никаких транзакций. Разжевывают все нюансы. Все было организовано, на мой взгляд, на высшем уровне – они действительно помогают студентам получить визу. Но из-за пандемии в этом году консульство постоянно то открывалось на прием документов, то закрывалось. Когда они, наконец, взяли мой загранпаспорт – он дополнительное время, по их словам, около 3 дней, должен был храниться в каком-то специальном «обеззараживающем» ящике, чтобы при соприкосновении с ним сотрудники консульства не заразились коронавирусом! Ответов от самого консульства мне приходилось ждать долго.

С дамой, которая работает при консульстве Чехии в Москве и представляет интересы UJOP, мы общались и по электронной почте, и напрямую по телефону. Сперва она проверяла правильность заполнения мной документов и анкет, а потом в разговоре как бы провели с ней «тестовое собеседование». И так мы сделали несколько раз. Я заметила, что эта женщина была сильно загружена, но все равно отвечала на все вопросы и письма очень быстро. То есть не в течение ближайшего часа – но и по несколько дней ответа ждать никогда не приходилось. Она ничего не теряла и не забывала. В целом то, как они «ведут» тебя и готовят к переезду в другую страну и учебе, мне очень понравилось. Насколько я знаю, эта дама не одна – есть, к примеру, такая же ее коллега в Санкт-Петербурге. Потом я просто прилетела в Прагу, когда, наконец, удалось сесть на рейс «Аэрофлота», который не отменили в последний момент. Легко прошла контроль и таможню, там же, в пражском аэропорту, сдала тест на коронавирус и поехала в Кристалл. Трансфер мне не понадобился – к счастью, у меня в Праге есть знакомые, которые меня встретили и помогли заселиться в номер. Это тоже прошло без заминок. Общежитие мне всем понравилось, хотя впоследствии обнаружились кое-какие минусы и проблемы.

– Как в первые месяцы началось ваше обучение в UJOP? В каком формате все проходит онлайн, сколько часов в день?

– В самые первые дни сентября 2020 года мы еще застали очное обучение. Удобно то, что я живу в Центре Кристалл, и все вопросы, связанные с нашим бытом, обучением, нострификацией – можно задать, спустившись на лифте на первый этаж. А потом, все это время, мы учимся дистанционно. То есть я просыпаюсь в своей комнате – и компьютер, который они предоставляют, находится в двух метрах от моей кровати, учиться я могу начать сразу. Это психологически сложно. Все лекции проходят онлайн, в MS Teams. Не могу сказать, что здесь все организовано хорошо – некоторых лекций элементарно просто нет в календаре в системе. Я всегда ориентируюсь по календарю там – какие лекции будут сегодня, что мне к ним следует приготовить и сделать. Так кое-какие преподаватели их туда не записывают, и некоторые учебные пары я могу просто пропустить.

Учебный процесс занимает 35 часов в неделю. 25 часов отведены изучению чешского языка. Оставшееся время – так называемые «дополнительные предметы». Мои новые знакомые, будущие архитекторы, например, учатся 43 часа в неделю. Каждый день график лекций организуется у всех по-разному. У меня, пока, все распределено оптимально – по 3-4 пары с короткими перерывами подряд в день, без больших интервалов. Но я знаю многих ребят, которые жалуются на сумятицу и неорганизованность в этом графике. Сперва может быть абсолютно пустой день. А назавтра – после урока чешского языка еще три какие-нибудь пары подряд. Или какие-нибудь обязательные «консультации».

Постоянно не хватает нужных учебников – пока нет возможности взять в библиотеке все необходимое. Сейчас у всех имеются учебники чешского языка, которые нам раздали – а вот учебники по дополнительным предметам оказались далеко не у всех абитуриентов – хотя у всех они оплачены!

– Что можно сказать персонально про преподавателей UJOP и как они к вам относятся?

– Как я уже убедилась лично, и поняла из рассказов многих ребят, все преподаватели здесь совершенно разные, и их профессиональный уровень мне также кажется очень разнообразным. Это касается и тех, кто обучает чешскому языку, и дополнительным предметам. У всех абсолютно разный поход, опыт и характер. Есть среди них люди, больше похожие на классических школьных педагогов старого советского типа – суровые, требовательные, серьезные и высокомерные. Заходишь онлайн на их урок – и чувствуешь себя ребенком в российской школе. Но есть и преподаватели с более современным походом и желанием наладить контакт со студентами ради лучшего результата – как правило, они по возрасту моложе первых. Они стараются заинтересовать, доверяют и дают больше самостоятельных заданий, делают упор на интерактивный процесс. А есть и те, кто, мне кажется, скучно отрабатывает свою зарплату.

Отношение к абитуриентам в UJOP разное – не лучшее, но и не плохое, конечно. Мы оплатили свое обучение – но никто здесь с нами, разумеется, не возится и не сюсюкается. Иногда случается, что на нас давят, даже кричат, причем по таким поводам, когда никакой провинности за студентом нет – просто ты иностранец, который впервые попал в Чехию, еще не знаешь языка и почти ничего не понимаешь в новой стране.

Возникают иногда конфликты с администрацией, связанные с рядовыми бытовыми вопросами. Например, уже ноябрь, но на некоторых этажах в Центре Кристалл не работает отопление. Непосредственно в учебном корпусе с отоплением все обстоит прекрасно – но не кое-где там, где живут студенты.

– Об обучении на языковых курсах UJOP известно то, что многие учебные процессы и лекции здесь слишком затянуты – тогда как их можно было бы ускорить и интенсифицировать без потери качества.

– Это верно лишь отчасти. Что касается непосредственно обучения чешскому языку, то здесь скорее никаких претензий нет. За полтора часа каждой лекции мы успеваем и учить что-то новое, и повторяем и закрепляем уже пройденное – на таких парах время распределено грамотно. Но что касается дополнительных предметов – то да, они бессмысленно затянуты, какую-то одну информацию нам начинают разжевывать бесконечно долго. Преподавателям UJOP здесь следовало бы либо полнее раскрывать тему, либо совмещать сразу несколько тем за один отрезок времени. Например, есть предмет, называющийся «Академические навыки». На этих лекциях мы выясняем, в какой ВУЗ, как и когда можно поступать в Чехии по окончании языковых курсов. С одной стороны, это очень полезно – что нам это все рассказывают, и информацию подобного рода не приходится разыскивать самостоятельно. Но, с другой стороны, при желании и заинтересованности (а иначе зачем вы вообще поступали в ИЯПП) молодой человек мог бы легко выяснить все это сам – а высвободившееся учебное время посвятить изучению чего-то еще.

– Известно из разговоров в общежитии, что происходит со студентами, которые не смогли освоить чешский язык за отведенное время и никуда не поступили?

– В Центре Кристалл продолжают жить много юношей и девушек, которые закончили наши курсы и куда-то поступили в Чехии, они второй год в стране, но физически остаются все там же этой осенью из-за ограничений, связанных с коронавирусной пандемией. Я задавала им эти вопросы, особенно с учетом того, что чешский язык (вопреки рекламным обещаниям и стереотипному мнению в России) оказался довольно сложным, со всеми его сложными падежами, непривычной грамматикой, и так далее. Кто-то из провалившихся на экзаменах вынужден был вернуться в Россию, а другие поступали на платные отделения разных ВУЗов, туда, где преподавание ведется на английском языке. Но по всеобщим оценкам в нашей студенческой среде – таких «неудачников» каждый год оказывается мало, не более 5-7%. Но гораздо большую роль в итоге играет не качество преподавания в UJOP, на мой взгляд, а личная мотивация человека и то, насколько добросовестно он подходит к учебе. Почти абсолютное большинство нас хорошо понимает и помнит, что за нас заплатили родители – и это очень большая сумма, которую просто стыдно выбросить на ветер. Я вижу, что почти все здесь, в Центре Кристалл, стараются учиться изо всех сил – чтобы не подвести ни родителей, ни себя.

– Что происходит с теми, кто закончил языковые курсы в UJOP, выучил чешский язык на определенном уровне и выбрал желаемое высшее учебное заведение? Есть ли у вас какие-нибудь привилегии перед другими языковыми школами при поступлении в чешские ВУЗы?

– Привилегий, насколько я знаю, нет, но есть ярко выраженные преимущества – в UJOP лучше учат чешскому языку. У меня в Праге есть кое-какие знакомые, выбравшие другие языковые курсы, в частных учебных центрах в Чехии. Многие ориентировались по советам, которые дает такая организация, известная в России, как «Пражский образовательный центр» (ПЭЦ, или Prague Education Center). И мы сравнивали наши учебные программы по чешскому – так моя всем в нашей компании показалась самой сильной. По сравнению с курсами ПЭЦ – преподавание в UJOP лучше, я считаю, и, соответственно, шансов поступить потом в чешский ВУЗ больше.

Что касается нострификации, то есть признания твоих образовательных документов, то UJOP, как всем известно, помогает и с этим – они предлагают переводчиков и берут большую часть процесса на себя.

– Подводя итог сказанному: вырисовывается такая картина, что UJOP – это хорошее учебное заведение, с большими плюсами, но в чем-то очень старомодное, несколько провинциальное, советского, или постсоветского, типа?

– Да. Они в основном качественно преподают то, что обещали. Но не всегда и не все. И отношение к студентам, тем более заплатившим за обучение и проживание, могло бы быть несколько лучшим. Это не только мое личное мнение – десятки моих сокурсников думают аналогично. Здесь очень много противоречивого – но рассказать о таких вещах может только тот, кто поступил учиться сюда непосредственно сейчас, и через все это проходит. Я же перед приездом в Чехию искала в сети всю нужную информацию – но, в общем, ни на каких форумах и сайтах этого не пишут.

И еще важно то, что обычное очное обучение, разумеется, стоит дороже, чем виртуальное и дистанционное. Мы платные студенты – но никто нам ничего не говорил ни о каких компенсациях и скидках за то, что мы учимся так, как могли бы это делать, и не покидая Россию, и без всех больших трат, связанных с переездом в другое государство на долгое время, – рассказывает Анастасия.

Отзывы других участников курсов UJOP

Юлия Разумовская

Курсы проходила в 2019-2020 учебном году. 

Я училась в группе по владению языка К1: там учились те, кто приехал с уровнем A1-A2. В моей группе было 20 человек, так что все сидения были заняты. К сожалению, при желании перевестись кому-либо с хорошим знанием языка при более быстром прогрессе в отличие от других сделать это было невозможно.

Из плюсов курсов выделю наличие большого количества центров в разных городах Чехии, с разными уклонами в разные специальности. Это в целом способствует сконцентрированности людей с похожими интересами, следовательно лучше и адаптация. Также выделю přatelský přístup — дружеский подход. В сравнении даже сейчас с университетом, там тебе не нагрубят, не нахамят, в 8:30 утра всегда улыбнуться и действительно поднимут настроение. 

Иногда нам удавалось выходить из рутины изучения чешского и поступления. Ходить по городу и ездить в другие чешские города, в том числе и на дни открытых дверей, это безусловно плюс и дополнительный пинок для освоения новой страны и ее городов.

Из минусов выделю:

1. Дополнительные предметы. Лично я купила только первый семестр дополнительных предметов. Во первых, моя специальность этого и не предполагала — на архитектуру поступают зимой. Во-вторых, их качество и информация которую они давали не была необходимостью, тут даже не совпадают цена и качество. 

2. Кураторская поддержка мне тоже недостаточно понравилась, особенно это сказалось на нострификации, ведь на то время UJOP предлагал лишь одного переводчика, который не всем нравился и, как мне кажется, не лучшим образом справлялась со своей работой. Я задавала много вопросов насчет того, какая банковская карта лучше и подобные вопросы. 

3. Плохое качество обучение во время карантина. Тогда всех нас совершенно будто бы забыли, и качество обучения очень снизилось. Я говорила на чешском лишь 30 минут в неделю по расписанию.

4. Жилье в Кристалл. Здесь все: начиная от цены стиральных машин, размера стола на кухне, отсутствия морозильной камеры и дизайна комнат приводило меня и многих в ужас.

5. Цена и то, что она повышается в геометрической прогрессии, тоже не радует. Если у вас ограничен бюджет, советую хотя бы не тратиться на дополнительные предметы, а хорошо разбираться в своем направлении, и самообучаться.

Максим Смирной

Учился я в 2019-2020 учебном году, на наш год как раз пришла первая волна коронавируса.

Я учился в Подебрадах и у нас было разделение на технические и экономические группы. Насколько я знаю, с 2020 теперь остались только технические группы.

Я учился в технической группе Т2. По результатам вступительного теста по математики нас разделили на 6 групп: четыре для информатиков (Т1—Т4) и две для физиков (Т5, Т6).

Сам тест был через две недели после начала обучения. Все темы теста известны, его можно найти в интернете и подготовиться, что я очень советую людям, которые действительно хотят поступать в серьезные вузы. Знание чешского языка не нужно, только математика. Подготовиться к тесту важно, потому что у групп Т1, Т5 и Т6 математику вел пан Рубеш, препод университетского уровня, а у Т2-Т4 вел пан Лхотский. Не хочу сказать ничего плохого про пана Лхотского, но уровень математики, который вы изучите с ним будет ниже, чем тот, который вы бы получили с Рубешем. Хотя, по факту, на курсах по большей части изучается терминология на чешском языке, и мне хватило обучения у пана Лхотского, чтобы поступить в ЧВУТ. Всё зависит от изначальной подготовки по математике. В моей группе Т2 изначально было 14 человек, но во втором семестре один человек перевелся в Т5, а другой в группу для тех, кто поступает в магистратуру. 

Организация обучения во время коронавируса была ужасной, мы учились дистанционно через тимс просто решая задания, присланные в виде pdf. Надеюсь, у вас такой проблемы не будет. 

В течении года не было никаких интересных акций от UJOP.  Было только одно спортивное мероприятие, ну и конечно, празднование Рождества. И всё. Больше ничего. Ни одной экскурсии, ничего интересного больше не было. Всю информацию о Чехии, праздниках, традициях и т.д. мы узнавали сами в интернете.

Тимур

Я учился в 2020-2021 году в период пандемии.

Обучение проходило онлайн в платформе MS Teams. Часы серьёзно были срезаны, объяснения материала было крайне мало, а иногда вообще не было, рабочий режим был сорван. По факту имеем 28 реальных часов и еще 7 – часы самообучения (типа домашка, тесты, презентации и т.д.).

Были серьезные проблемы с интернетом (он просто пропадал). Естественно, что материал в полном объеме не доучили. Сам смог дотянуть до уровня В1.

К слову о некоторых учителях, все они, разумеется, чехи с соответствующим педагогическим образованием. Есть претензия к некоторым учителям – скучные, аж всей группой спали во время уроков по ту сторону экрана. Учат строго по учебнику, нет живого общения, одна зубрежка грамматики. Понимаю, что их задача просто научить нас чешскому, но хотелось бы большего внимания к студентам и помощи в понимании языка и культуры Чехии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи
Читать далее

Курсы чешского языка – самостоятельно изучение

Иностранные студенты имеют право учиться в вузах Чехии бесплатно. Для этого необходимо сдать экзамен на знание языка на…
Читать далее
Читать далее

Чешский язык с нуля для поступающего в Чехию

Чешский язык — похож на язык Словакии, близкий для славян и тех, кто хорошо владеет русским или украинским.…
Читать далее
Обучение в Чехии
Читать далее

Вся правда про отзывы о высшем образовании в Чехии

В Чехии высшее образование бесплатно для всех, даже для иностранцев. Но только в государственных университетах, и только на…
Читать далее
Обучение в языковой школе
Читать далее

Пражский образовательный центр: все о курсах чешского языка PEC (ПЭЦ)

Пражский Образовательный Центр (Prague Education Center) — чешская языковая школа с правом приема государственного экзамена по чешскому языку.…
Читать далее